Вопрос:
Поясните, пожалуйста, почему у нас такой большой тариф на водоотведение – 80,91, это в 4 раза больше, чем в Кирове или, например, в п. Радужный, который гораздо дальше от Кирова, чем Садаковский. Чем обусловлена такая большая цифра, и планируется ли ее пересмотр?
Ответ:
Рассмотрев в рамках полномочий региональной службы по тарифам Кировской области Ваше обращение по вопросу величины тарифа на водоотведение, сообщаем следующее.
Государственное регулирование тарифов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемого Минэкономразвития России.
Основными принципами государственного регулирования тарифов являются принцип достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих коммунальные услуги, и их абонентов, а также принцип обеспечения экономической обоснованности затрат (расходов) организаций для осуществления коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услугу водоотведения жильцам дома № 53а по ул. Московская п. Садаковский г. Кирова, является ООО «Областной водоканал».
Тарифы на водоотведение для ООО «Областной водоканал» на 2016 – 2019 годы установлены решением правления РСТ Кировской области от 22.01.2016 № 3/1-кс-2016, в том числе на 2017 год в размере 68,34 руб./м3 (без НДС) на I полугодие и 72,42 руб./м3 (без НДС) на II полугодие.
Тарифы на водоотведение для АО «Кировские коммунальные системы» на 2016 – 2018 годы установлены решением правления РСТ Кировской области от 27.11.2015 № 45/126-кс-2016, в том числе на 2017 год в размере 16,14 ркб./м3 (без НДС) на I полугодие и 16,78 руб./м3 (без НДС) на II полугодие.
АО «Кировские коммунальные системы» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услугу водоотведения большинству потребителей МО «Город Киров», в том числе в п. Радужный.
Установленные для вышеуказанных ресурсоснабжающих организаций тарифы на водоотведение являются экономически обоснованными, учитывают только нормативные технические параметры деятельности организации и рассчитанные из этих параметров необходимые плановые расходы организации для обеспечения стабильного снабжения потребителей коммунальными услугами и определены по единому законодательству в области государственного регулирования тарифов.
Различие величин тарифов на водоотведение у разных ресурсоснабжающих организаций обусловлено различными условиями организации процесса производства коммунальной слуги, основными из которых являются:
- объем реализации (обратно-пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа). Объем реализации ООО «Областной водоканал» составляет 47,4 тыс. м3 в год, объем реализации АО «ККС» - 29596,4 тыс. м3 в год;
- уровень энергоемкости и загруженности установленного оборудования, а также уровень напряжения приобретаемой электрической энергии. Удельный расход электрической энергии ООО «Областной водоканал» составляет 3,28 кВт.ч/куб.м. (средняя цена приобретаемой электрической энергии – 4,85 руб./кВт.ч без НДС), АО «ККС» - 1,00 кВт.ч/куб.м (средняя цена приобретаемой электрической энергии – 3,98 руб./кВт.ч без НДС).
Основными негативными факторами, влияющими на величину тарифа на водоотведение для ООО «Областной водоканал» являются:
1) процесс очистки сточных вод осуществляется на очистных сооружениях (блок биологической очистки БМУ «Блок-300») большой энергоемкости (удельный расход электрической энергии при неполной загрузке мощностей составляет 3,28 кВт.ч/куб.м). Затраты на электрическую энергию в необходимой валовой выручке занимают долю в 21,69%;
2) сложный процесс очистки с использованием очистных сооружений (блок биологической очистки БМУ «Блок-300») требует учета при определении необходимой валовой выручки организации расходов на оплату труда квалифицированного персонала, обслуживающего очистные сооружения. Затраты на оплату труда основного производственного персонала в необходимой валовой выручке занимают долю в 31,04%.
Учитывая вышеуказанные факторы в совокупности с неполной загрузкой установленных мощностей очистных сооружений (менее 50% от установленной мощности) складывается ситуация невысокой энергетической эффективности работы оборудования (так как расход электрической энергии и затраты на оплату труда не зависят от объема пропущенных через очистные сооружения сточных вод), что приводит к увеличению себестоимости производства услуги по водоотведению в расчете на 1 куб. метр.
При этом, как и в предыдущие периоды на 2017 год сохраняется социальная политика, направленная на ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 № 2464-р в среднем для Кировской области индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 1 полугодие 2017 года установлен в размере 0,0%, на второе полугодие 2017 года – 4,0%.
По муниципальным образованиям области предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги устанавливаются указами Губернатора Кировской области.
Указом Губернатора Кировской области от 27.11.2015 № 278 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» (в редакции Указа Губернатора Кировской области от 29.12.2016 № 139 «О внесении изменений в Указ Губернатора Кировской области от 27.11.2015 № 278») установлены предельные (максимальные) индексы:
- на первое полугодие 2017 года – для всех муниципальных образований – 100,0%, т.е. плата за коммунальные услуги сохраняется на уровне декабря 2016 года;
- на второе полугодие 2017 года – для всех муниципальных образований – 104,0% т.е. в рамках индекса, установленного в среднем для Кировской области на второе полугодие 2017 года.
Таким образом, независимо от роста экономически обоснованных тарифов на коммунальные ресурсы, население области защищено предельным ограничением изменения платы граждан за коммунальные услуги и оплачивает отдельные виды коммунальных услуг по ценам ниже экономически обоснованных, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего года.
Приведение платы граждан к установленному ограничению производится в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 28.09.2007 № 107/401 «Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами» органами местного самоуправления.
Так, в соответствии с постановлением администрации города Кирова от 15.03.2017 № 900-п «Об утверждении стандарта уровня платежей за коммунальные услуги» на 2 полугодие 2017 года утверждены стандарты уровня платежа граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования «город Киров», в том числе:
- по водоотведению для населения, приобретающего услуги по водоотведению у ООО «Областной водоканал», в размере 96,004%, т.е. оплата услуги по водоотведению происходит по экономически обоснованному тарифу с учетом вышеуказанного стандарта (84,28 руб./м3 (с НДС) х 0,96004 = 80,91 руб./м3 (c НДС)).
Кроме того, в целях социальной защиты малообеспеченных категорий граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 и постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2004 № 23/258 определен порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В случае если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из областных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процента, жители Кировской области имеют право обратиться в отдел по предоставлению субсидий органа местного самоуправления, на территории которого они проживают.
И.о. руководителя службы Г.В. Троян
Зыков Михаил Иванович
(8332) 64-76-55